Доступная среда

Об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности объекта для инвалидов

Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов, в том числе: Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет)
поручни да
пандусы да
доступные входные группы да
доступные санитарно-гигиенические помещения да
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок да
тактильные таблички со шрифтом Брайля да

Об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется столовая на 135 посадочных мест.

Для школьников организовано питание:
— двухразовое– для учащихся из многодетных семей;

— двухразовое– для  учащихся нельготной  категории 1-11 классов;

— трехразовое- для учащихся из малообеспеченных семей, многодетных семей, специальных (коррекционных) школ, посещающих группы  продленного дня;

— трехразовое — для учащихся  нельготной категории 1-9 классов, посещающих группы продленного дня;

— одноразовое  – для учащихся нельготной  категории 1-11 классов;

— одноразовое  – для учащихся нельготной  категории 1-11 классов.

В рамках реализации мероприятий  проекта по совершенствованию питания обучающихся в школе с целью информирования родителей проводятся общешкольные (по уровням обучения) и классные родительские собрания. Вопрос о питании рассматривается на заседаниях:

·         Управляющего совета;

·         Совета  родительской общественности.

Наряду с администрацией школы организацию питания учащихся контролирует бракеражная комиссия, назначенная приказом директора школы.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБОУ СШ №10 предоставлен обучающимся, в том числе инвалидам и лиц с ОВЗ доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в библиотеке, а также в каждом кабинете оборудованным автоматизированным рабочим местом учителя.
Операционная система компьютера позволяет использовать Интернет инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
• электронной почтой;
• локальной сетью;
• выходом в Интернет;
• разработан и действует школьный сайт ( на сайте школы функционирует кнопка «для слабовидящих», отдельно представлена рубрика «Доступная среда»)

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.

Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В кабинете информатики — 21 стационарных рабочих и 1 компьютер — для учителя, которые имеют выход в Интернет.

Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с ПАО «Ростелеком».

В школе установлен интернет-фильтр.

Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики  в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация:

  • о школе и её основных направлениях;
  • об истории и развитии школы и её традициях;
  • об учащихся;
  • о педагогических работниках.

На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, документы, регламентирующие работу школы и др. 

Об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения медицинского обслуживания в школе оборудованы:

  • медицинский кабинет в здании школы (кабинет фельдшера)

Медицинский сервис в школе лицензирован и обеспечен специалистами детской городской поликлиники №4 (фельдшер).

Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • профилактические прививки;
  • туберкулино-диагностика учащихся (реакция Манту);
  • флюорографическое обследование учащихся с 15-летнего возраста;
  • осмотр учащихся начальной школы на энтеробиоз;
  • регулярный осмотр учащихся на педикулез;
  • осмотры всех учащихся с контролем артериального давления, роста, веса;
  • комплексное медицинское обследование юношей-допризывников по линии военкомата;
  • амбулаторный прием;
  • работа бракеражной комиссии;
  • санитарно-просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней;
  • профилактика грипполом учащихся;
  • предэпидемиологические меры по гриппу H1N1 и гепатиту А для учащихся;
  • системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди учащихся в образовательном процессе.

 Работа педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных направлений работы школы является «Здоровьесбережение обучающихся и педагогов через создание комфортной среды в школе». В школе разработаны и реализуются программы, реализация которых способствует созданию здоровьесберегающей среды:

  • комплексная программа по сохранению здоровья и пропаганде здорового образа жизни обучающихся  МБОУ СШ №10 «Школа – территория здоровья»;
  • программа по предупреждению употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Будущее зависит от нас»;

Комплексный подход к обеспечению комфортной среды в школе включает ряд необходимых компонентов:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  • соблюдение рационального режима для школьников;
  • организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
  • мониторинг состояния здоровья обучающихся.

         Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, занятий внеурочной деятельностью в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговорённые в СанПиН. Более 25% обучающихся занимаются в спортивных кружках и секциях учреждений дополнительного образования. Реализуются образовательные услуги, обеспечивающие двигательную активность обучающихся (введен 3-й час физической культуры).

Создание комфортной среды требует значительных усилий не только от администрации, которая обеспечивает формирование здоровьесберегающей инфраструктуры, организацию образовательного процесса и здоровьесберегающей деятельности работников школы, но и от каждого педагога. В течение учебного года администрация школы посещала уроки педагогов и анализировала их с позиций «Урок как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы», «Психологический климат на уроке».

Учителя при проведении уроков учитывают:

— разнообразие видов учебной деятельности;

— среднюю продолжительность и частоту чередования разных видов учебной деятельности;

— чередование видов преподавания;

— включение в уроки активных методов обучения;

— проведение динамических пауз;

— психологический климат на уроке;

— дозированный объём домашнего задания;

— оптимальный темп урока.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами
 с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 10 Мбит/с. К сети подключены 100% компьютеров ОУ.

На компьютерах, к которым имеют доступ учащиеся, осуществляется контентная фильтрация Интернет-ресурсов, не совместимых с задачами обучения и воспитания.

Информационные системы, к которым имеется доступ в ОУ:

Наименование

Назначение (краткое)

АЦК Госзаказ Система составления и размещения закупок
Барс. Образование — электронная школа Автоматизация начального, общего и среднего образования

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Во время уроков, во внеурочной деятельности, при выполнении домашних заданий,  при работе с рефератами можно использовать различные образовательные ресурсы:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы

А также медиатека, включающая в себя коллекцию из 156 мультимедийных пособий и справочников.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в школе

1. Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью В школе в 2020-2021 учебном году обучаются дети  с ограниченными возможностями здоровья и дети- инвалиды
2. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов Обучающимся   предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования Предоставляются  специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования  

Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети- инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет
Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся  с ОВЗ и детей-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4. Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование  предоставляются
5. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь . В случае необходимости эти услуги могут быть предоставлены.
6. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий Предоставляются  групповые и индивидуальные коррекционные занятия
7. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников школы. 

На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена  доступность путей движения.

Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.

Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями.

8. Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью  Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов: 

— возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

— работа с семьей обучающегося;

— методическая работа с учителями;

— организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.

Кабинет для коррекционной работы

 
Доступная среда

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом:

Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов,
  • люди с детскими колясками и т.п.

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года 

Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» 

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции» 

Закон РФ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (ред от 07.03.2017) 

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг