Об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности объекта для инвалидов
Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов, в том числе: | Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет) |
поручни | да |
пандусы | да |
доступные входные группы | да |
доступные санитарно-гигиенические помещения | да |
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок | да |
тактильные таблички со шрифтом Брайля | да |
Об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется столовая на 135 посадочных мест.
Для школьников организовано питание:
— двухразовое– для учащихся из многодетных семей;
— двухразовое– для учащихся нельготной категории 1-11 классов;
— трехразовое- для учащихся из малообеспеченных семей, многодетных семей, специальных (коррекционных) школ, посещающих группы продленного дня;
— трехразовое — для учащихся нельготной категории 1-9 классов, посещающих группы продленного дня;
— одноразовое – для учащихся нельготной категории 1-11 классов;
— одноразовое – для учащихся нельготной категории 1-11 классов.
В рамках реализации мероприятий проекта по совершенствованию питания обучающихся в школе с целью информирования родителей проводятся общешкольные (по уровням обучения) и классные родительские собрания. Вопрос о питании рассматривается на заседаниях:
· Управляющего совета;
· Совета родительской общественности.
Наряду с администрацией школы организацию питания учащихся контролирует бракеражная комиссия, назначенная приказом директора школы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБОУ СШ №10 предоставлен обучающимся, в том числе инвалидам и лиц с ОВЗ доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в библиотеке, а также в каждом кабинете оборудованным автоматизированным рабочим местом учителя.
Операционная система компьютера позволяет использовать Интернет инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
• электронной почтой;
• локальной сетью;
• выходом в Интернет;
• разработан и действует школьный сайт ( на сайте школы функционирует кнопка «для слабовидящих», отдельно представлена рубрика «Доступная среда»)
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В кабинете информатики — 21 стационарных рабочих и 1 компьютер — для учителя, которые имеют выход в Интернет.
Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с ПАО «Ростелеком».
В школе установлен интернет-фильтр.
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация:
- о школе и её основных направлениях;
- об истории и развитии школы и её традициях;
- об учащихся;
- о педагогических работниках.
На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, документы, регламентирующие работу школы и др.
Об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения медицинского обслуживания в школе оборудованы:
- медицинский кабинет в здании школы (кабинет фельдшера)
Медицинский сервис в школе лицензирован и обеспечен специалистами детской городской поликлиники №4 (фельдшер).
Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- профилактические прививки;
- туберкулино-диагностика учащихся (реакция Манту);
- флюорографическое обследование учащихся с 15-летнего возраста;
- осмотр учащихся начальной школы на энтеробиоз;
- регулярный осмотр учащихся на педикулез;
- осмотры всех учащихся с контролем артериального давления, роста, веса;
- комплексное медицинское обследование юношей-допризывников по линии военкомата;
- амбулаторный прием;
- работа бракеражной комиссии;
- санитарно-просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней;
- профилактика грипполом учащихся;
- предэпидемиологические меры по гриппу H1N1 и гепатиту А для учащихся;
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди учащихся в образовательном процессе.
Работа педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных направлений работы школы является «Здоровьесбережение обучающихся и педагогов через создание комфортной среды в школе». В школе разработаны и реализуются программы, реализация которых способствует созданию здоровьесберегающей среды:
- комплексная программа по сохранению здоровья и пропаганде здорового образа жизни обучающихся МБОУ СШ №10 «Школа – территория здоровья»;
- программа по предупреждению употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Будущее зависит от нас»;
Комплексный подход к обеспечению комфортной среды в школе включает ряд необходимых компонентов:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
- проведение физкультурно-оздоровительной работы;
- соблюдение рационального режима для школьников;
- организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, занятий внеурочной деятельностью в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговорённые в СанПиН. Более 25% обучающихся занимаются в спортивных кружках и секциях учреждений дополнительного образования. Реализуются образовательные услуги, обеспечивающие двигательную активность обучающихся (введен 3-й час физической культуры).
Создание комфортной среды требует значительных усилий не только от администрации, которая обеспечивает формирование здоровьесберегающей инфраструктуры, организацию образовательного процесса и здоровьесберегающей деятельности работников школы, но и от каждого педагога. В течение учебного года администрация школы посещала уроки педагогов и анализировала их с позиций «Урок как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы», «Психологический климат на уроке».
Учителя при проведении уроков учитывают:
— разнообразие видов учебной деятельности;
— среднюю продолжительность и частоту чередования разных видов учебной деятельности;
— чередование видов преподавания;
— включение в уроки активных методов обучения;
— проведение динамических пауз;
— психологический климат на уроке;
— дозированный объём домашнего задания;
— оптимальный темп урока.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 10 Мбит/с. К сети подключены 100% компьютеров ОУ.
На компьютерах, к которым имеют доступ учащиеся, осуществляется контентная фильтрация Интернет-ресурсов, не совместимых с задачами обучения и воспитания.
Информационные системы, к которым имеется доступ в ОУ:
Наименование |
Назначение (краткое) |
АЦК Госзаказ | Система составления и размещения закупок |
Барс. Образование — электронная школа | Автоматизация начального, общего и среднего образования |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во время уроков, во внеурочной деятельности, при выполнении домашних заданий, при работе с рефератами можно использовать различные образовательные ресурсы:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы
А также медиатека, включающая в себя коллекцию из 156 мультимедийных пособий и справочников.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в школе |
1. | Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | В школе в 2020-2021 учебном году обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети- инвалиды |
2. | Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов | Обучающимся предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Предоставляются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети- инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет |
4. | Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование | В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются |
5. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | . В случае необходимости эти услуги могут быть предоставлены. |
6. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Предоставляются групповые и индивидуальные коррекционные занятия |
7. | Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников школы.
На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена доступность путей движения. Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями. |
8. | Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов:
— возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам; — работа с семьей обучающегося; — методическая работа с учителями; — организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д. |
Кабинет для коррекционной работы
Доступная среда
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом:
Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года
Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»